22:20 В воспитанниках – «пятачки» | |
Мы договорились о встрече рано утром на автобусной остановке, расположенной на окраине города. Первый рейсовый автобус, с полусонным кондуктором в почти безлюдном салоне, довез меня до места, где кончается асфальтовое покрытие. В то же время со стороны пригорода, ныряя по ухабистой в лужах дороге и ослепляя светом фар, подъехал старенький «Жигуленок», за рулем которого был Василий. Дорога в его хозяйство заняла минут пятнадцать. Осенние сумерки уже успели рассеяться, когда перед поворотом с основной дороги из придорожных кустов навстречу выскочили две большие собаки, как будто дожидавшиеся нас. - Это моя неприхотливая и надежная охрана, - заметил Василий.
В 2000 году подвернулся ему такой случай, когда вместо аренды предложили выкупить участок земли в десять гектаров с полуразрушенными и продуваемыми со всех сторон бывшими постройками для животноводства. Тут не было ничего: ни воды, ни света, ни дороги. Бывшие хозяева хотели просто избавиться от полуразрушенных зданий и строений, чтобы не платить налоги. Василий и не предполагал, что у него, ежегодные налоговые отчисления за имущество будут составлять, чуть ли, не сотню тысяч рублей. Но отступать было некуда. Да и не из таковских он, чтобы сдаваться при первых трудностях. Прежде всего, пришлось подумать о бытовых условиях. За водой ездил в город на лошади почти за пять километров. Набирал бочку. Вода в основном шла на питье. Помыть чего – проблема была. Постепенно стал обживаться. Сделал скважину. Провел электричество. Насос поставил. Еще нужно было проложить дорогу в триста метров, сделав подсыпку. Она ему обошлась в 100 тысяч рублей. - Я просто рискнул - пошел ва-банк – продал квартиру и перебрался в имеющийся здесь маленький домик, - рассказывает Василий. – За десять минувших лет у меня дела шли по-разному, волнами: то много поросят, то мало. Бывало, насчитывалось до 150 штук. А был даже период, когда оставался один хряк. Я возлагал на него немалые надежды. Думал, привезу маток (мне как раз обещали деньги перечислить) и все снова образуется. По весне выпускал его гулять. Но однажды мой хряк с гулянья не вернулся. Получилось так, что его охотники подстрелили. Видимо, перепутали с кабаном. Отношения с местными жителями и дачниками у владельца десяти гектаров сельхозугодий, мягко говоря, не заладились с самого начала. Недоброжелатели сено жгли. При удобном случае «прихватизировали», все, что плохо лежит. Тогда у Василия еще собак не было. Но и когда стали появляться собаки, конфликтов не всегда удавалось избежать. Собаки, а их количество доходило до двадцати штук, бегали сами по себе, охраняя свою территорию. Облаянные нарушители негодовали и спешили с заявлениями в милицию, в прокуратуру. Некоторые поступали проще: пытались отравить. Одна собака даже получила огнестрельное ранение. Тогда Василий, как заправский военный хирург, извлек из тела своего питомца пулю, расплющенную о кость. Сейчас эта незримая война идет на спад. И есть возможность больше внимания уделять хрюкающем и повизгивающем животным.
Он признается, что самым трудным было составить бизнес-план. - Как же мы вам деньги дадим, если вы даже таблицу в Microsoft Excel не умеете составить? – спросили его в центре занятости. - Давайте от руки напишу, - отвечает он. И написал, обозначая количество поросят в штуках, солярку - в литрах, комбикорма – в килограммах. - Это не правильно. Надо писать в единицах. И хотя было психологически тяжело перестроиться, от земли оторваться и «бегать с портфельчиком по кабинетам», все же крестьянская хватка и привычка не отступать от начатого, сделали свое. Пришлось подучиться, узнать, например, что такое движение кэш-флоу (Cash Flow), и другие премудрости финансовой документации и отчетности, чтобы правильно расставить все единицы, точки и запятые. Бизнес-план приняли после шестой переделки. Теперь Василий Шибаев, не просто житель и труженик села, а предприниматель и руководитель ООО «Агро-2000». Оформлены уставные документы, получена печать. - Стало легче, - признается он. - Сейчас мне и полис медицинский дали. И единый сельхозналог не обременителен. Да и корма на заводе приобретать можно напрямую, минуя посредников, которые только наживаются на перепродаже. Материальная помощь по федеральной и региональной программам, составившая в целом около трехсот тысяч рублей, тоже пошла на пользу. Купил 20 свиноматок и хряка племенного. Сейчас у меня около сотни поросят. Их предстоит выкормить. .Причем кормить нужно хорошо. Иначе захиреют и могут погибнуть. Василий понимает, что работы впереди много. Он все делает сам. И суть не в том, чтобы какие-то деньги заработать. А в том, что это его стиль жизни. Ему нравиться. И эта государственная поддержка оказалась своевременной. Если бы не было того, что есть в хозяйстве, то, считает он, не помогли бы федеральная и региональная материальные поддержки по программам самозанятости. Свиноводство требует серьезных капиталовложений. Только затраты на корма здесь составляют до 80 процентов. А для того, чтобы развиваться и строить планы на будущее, в «Агро-2000» намерены осваивать и другие виды предпринимательства. Например, учитывая то, что гостей и просто любопытствующих на ферме бывает немало, Василий планирует приобщиться к туристическому бизнесу. Идея зародилась после того, как с удивлением узнал, что иностранцы готовы платить деньги, чтобы увидеть и почувствовать экзотику крестьянской жизни в России. Ведь многие из них даже не представляют, как клубника на грядке зреет. Возможно, не безынтересно будет кому-то из туристов побывать и в роли свинопасов. А тем, кто захочет, он готов помочь в выращивании поросенка. Человек приобретает поросенка и корма, а квалифицированный уход за ним обеспечивается здесь. - Я не считаю это работой. Для меня ухаживать за животными – удовольствие, - говорит руководитель, он же и неутомимый работник ООО «Агро-2000». Николай Кочкин | |
|
Всего комментариев: 0 | |