22:26 «Плохо - не есть, плохо. Это исток хорошего» | |
Анекдоты из дневниковых записей советского журналиста Александра Кочкина. Он специализировался на сельскохозяйственной теме. Во время поездок по совхозам и колхозам встречался и беседовал с людьми совершено разными по ранжиру на служебной лестнице, образовательному и культурному уровню. Слушал и записывал все, что считал нужным не просто, чтобы не забыть, а для профессиональной деятельности, для познания «души народа», для применения в своем литературном творчестве, которым был увлечен даже больше, чем журналистикой.
Многие из анекдотов актуальны и по сей день. Вот, например, про людей, считающихся в капиталистическом обществе отбросами, которых нередко можно увидеть на мусорных площадках среди городских многоэтажек.
Каждый из подобных коротких и емких по содержанию рассказиков, как еще отмечал известный собиратель анекдотов, артист Юрий Никулин, отражает тот или иной характерный период времени и отношения к происходившему того самого «глубинного» народа. О неисчерпаемом, иногда доходящем до абсурда терпении русского человека следующий короткий рассказик, который был в ходу у тех, кто особенно в годы горбачевской перестройки не прочь был над собой посмеяться. Тогда «прорабы» этой самой перестройки возлагали большие надежды на иностранные инвестиции, приглашали заграничных «спецов».
Терпимость, покорность и наивность в большинстве случаев обуславливалась фактором недоверия начальству. Люди, привыкшие к пустым обещаниям, призывам и угрозам, просто маскировали под это свое истинное отношение к набиравшим в то время силу формализму, бюрократизму и иным …измам. В другом анекдоте, например, говорится о капиталисте посетившем несколько раз советское предприятие в разгар рабочего дня. Он увидел, что на заводе всё время в курилке рабочее курили и «забивали козла» в домино. - Я хотел посмотреть, как работает ваше предприятие, но очевидно не во время. У вас сейчас забастовка, да?.. Ответить на этот вопрос можно было только смехом. Потому, что такое явление недобросовестного отношения к делу было одной из оборотных сторон отсутствия безработицы в СССР, о полной ликвидации которой газета «Правда» информировала 13 марта 1930 года. Закрытие Московской биржи труда приравнивалось к сенсационному событию мирового масштаба. СССР объявил себя первой страной в мире, победившей безработицу.
Рассказал этот анекдот, судя по записям в блокноте журналиста, кто-то из председателей колхоза в присутствии колхозников. Один из слушателей не без упрека и с подковыркой замечает:
Равенство, все-таки какое-никакое, а было. Яркий пример тому стихотворение Александра Твардовского «Ленин и печник». Отношения между чиновником и работягой, надо признать, складывались сложнее. Однако во главе всего была светлая идея, была цель, намеченная коммунистической идеологией. Советский человек жил с твердой уверенностью в том, что хуже, чем было раньше, быть не может. Строители «светлого будущего», преодолевая трудности, упорно претворяли в жизнь пятилетние планы, воспевая свои достижения в стихах и песнях. А все изъяны и перехлесты высмеивались в устном народном творчестве:
Подобные ситуации могли иметь место в пред «перестроечный» период, когда общественный оптимистический настрой и энтузиазм стал уступать место частнособственническим интересам, мещанскому накопительству. Дошло до того, что все советское стало мараться черными красками. «Перестройка» в спирали развития общества закрутила виток капитализма. И сейчас, можно сказать, мы на своей шкуре ощутили смысл происходящего, выраженный в следующем анекдоте, зафиксированном в записной книжке журналиста еще до начала экономических и социальных преобразований в стране.
И тут уместно напомнить, что хорошо забытое старое всегда сойдет за новое. Трудно сказать, как бы к этому отнесся Салтыков-Щедрин, но анекдоты о пошехонцах не остались незамеченными. Вот, говорят, что Россия – богатая страна. А народ живет бедно. Это, как в том анекдоте про корову.
А еще лесов в стране становится все меньше. То их вырубают и вывозят заграницу, то тысячи гектаров вылизывают языки пламени.
Время технического прогресса тесно переплетается с веяниями моды. В свое время почти из каждого окна на всю улицу громыхали магнитофонные записи, текстовая составляющая которых нередко была далека от литературного языка. И про магнитофон в дневниковой тетради у журналиста записано: «Есть мода магнитофоны превращать МатюгоФоны». Интересно, чтобы он сейчас сказал об интернете и социальных сетях.
Как и сегодня, тогда были претензии и к здравоохранению. В народе шутили на этот счет довольно сурово, предполагая такой монолог доктора при осмотре пациента:
Сегодня многие считают, что так называемая, оптимизация российской медицины ситуацию только усугубила. Ведь «для врача бюрократа нет клятвы Гиппократа». А вот, что в светское время говорили оптимисты: «Плохо - не есть, плохо. Это исток хорошего».
| |
|
Всего комментариев: 5 | ||||||
| ||||||