Главная » 2010 » Декабрь » 10 » Аксеновские изразцы в ермаковском музее
23:16
Аксеновские изразцы в ермаковском музее

Новая музейная экспозиция, посвященная истории Аксеновского керамического завода, открылась в Ермакове Рыбинского района. На ней представлено более трех десятков документов, фотографий и 23 изразца, в числе которых подлинные – аксеновские. Экспозицию успели посмотреть многие жители поселка. Первыми с ней ознакомились работники службы социальной защиты населения Рыбинска и Рыбинского района.

 

Руководитель музея Анна Дмитриевна Овчинникова рассказывает, что сбор материала начался с объявления о том, что в музее Волжского поселения ведется работа над экспозицией, посвященной истории аксеновских изразцов. К сотрудничеству приглашались все, кто хочет помочь в формировании коллекции.

Первыми экспонатами коллекции стали тарелка, ваза и изразцы с клеймом Аксёнова, подаренные Екатериной Сергеевной Смирновой. В советское время она проработала на предприятии 30 лет. Была шофёром: возила глину и готовую продукцию. Её муж был обжигальщиком на заводе, а отец и дед работали у Аксёнова, управляли всем процессом изготовления гончарных изделий, как изразцов так и посуды.

В доме Смирновых имеются уникальные реликвии: печь отделанная изразцами и макет Эйфелевой башни, которая выполнена пленными австрийцами, работавшими на заводе во время первой мировой войны.

В числе первых, откликнувшихся на просьбу, была Тамара Алексеевна Апарнева из Починка-Болотово, Арефинского поселения. Она сообщила, что в 1977 году, работая в отделе КОР (конструкторский отдел реконструкции) моторостроительного завода принимала участие в работах по реализации планов дирекции предприятия о размещении на развалинах Аксеновского завода участков механических цехов. «В мае того же года, - вспоминает она, - при осмотре развалин в мусоре я обнаружила глиняную «медаль» и изразцы с рисунком. На обратной стороне изразцов товарный знак Аксеновского завода. Глиняные цветные «медали» ранее украшали церковное здание. Еще до нашего появления их сняли москвичи для того, чтобы украсить церковь в Москве на Калининском проспекте. А «медаль», найденная в мусоре, оказалась с дыркой и, наверное, поэтому ее выбросили».

- Мы съездили в Починок-Болотово к Тамаре Алексеевне, и она охотно предоставила музею свои находки. Теперь у нас в экспозиции две таких «медали», - говорит Анна Дмитриевна, показывая на увесистые изразцовые кругляши диаметром в обхват. Тут же на широкой подставке выложены изразцы для обделки печей и каминов. Рядом с русской печкой (макет почти в натуральную величину) они напоминают изразцовую лежанку, на которой так и хочется погреться с зимнего морозца.

Экспозиция получилась небольшой. Однако в ней удалось достаточно детально с характерными особенностями отразить сравнительно непродолжительную историю предприятия, успевшего за короткий срок завоевать широкое признание не только у потребителей, представлявших разные сословия, но и у специалистов.

К воплощению в жизнь идеи создания производства керамической плитки в районе реки Уткошь, где находилось месторождение глины с уникальными пластическими свойствами, рыбинский купец Василий Алексеевич Аксёнов приступил в 1880 году. Ставка делалась на качество изделий. В короткий промежуток времени Аксёнов в совершенстве изучил изразцовое производство и повёл своё новое хозяйство так, что оставил далеко позади все имеющиеся в Ярославском крае изразцовые заводы.

Производство росло быстро. Уже в 1914 году выпуск изразцов составил 600 тысяч штук. Как отмечают искусствоведы, характерная черта аксёновских изразцов - использование мастерами лучших народных традиций. Многообразны приёмы их декорирования. Хотя излюбленными, пожалуй, были рельефные орнаменты, но довольно часто встречаются полихромные расписные изразцы, отличающиеся особым художественным вкусом, деликатностью в подборе цветов. Умело выполняли аксёновские мастера скульптурные детали, рельефные и барельефные изделия (львы на печных изделиях), часто встречаются так называемые «полуторные» изразцы - блестящие белые плитки.

Благодаря многообразию приёмов декорирования, качеству сырья и мастерству рабочих, аксеновские изразцы считались лучшими русскими изразцами, которые называли изразцовым зеркалом. Наряду с изразцами, на предприятии изготавливались комплексные рисунчатые керамические столы, тумбы, вазы, оклады для икон, мелкая скульптура.

Уже в 1886 году на ярославской губернской выставке изразцовые и терракотовые изделия завода удостаиваются серебряной медали. В 1896 году на всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде Аксёнов получает серебряную медаль за воспроизведение старых русских изразцов и прекрасную глазурь. В 1903 г. на сельскохозяйственной и культурной выставке Северного края была получена вторая золотая медаль.

Высокую оценку дают аксеновским изделиям и зарубежные ценители красоты. В 1900 году специальной премии была удостоена изразцовая печь, представленная на всемирной промышленной выставке в Париже.

Работы аксеновских мастеров создавали уют и тепло, радовали взор узорчатым великолепием. Это было заметно во всем, что касалось купца Аксенова. Даже дом его в Вознесенском переулке города Рыбинска словно терем расписной выделялся среди других. Как вспоминают старожилы, невозможно было пройти мимо, не засмотревшись на его красоту. Это было двухэтажное здание. Первый этаж - каменный, а второй -деревянный. Первый этаж сплошь, так, что не видно было кирпичной кладки, покрыт был яркими, многоцветными изразцами. До наших дней эта красота в ее первозданном виде не дожила. Сейчас дом в полуразрушенном состоянии. Некоторые фрагменты его некогда богатого украшения удалось сохранить лишь в Рыбинском музее-заповеднике.

В деревне Аксёнове, недалеко от завода, была построена кирпичная большая, по тем временам, школа. Особую красоту зданию придавали цветные изразцовые украшения на стенах и такие же наличники на окнах. При школе имелась церковь и квартира для учителей. Изразцовый наряд на старой школе тоже не сохранился.

В первозданном виде работу аксеновских мастеров, применительно к архитектурным украшениям, можно видеть на здании бывшей купеческой биржи, а ныне Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Особо привлекают внимание чистотой и яркостью цвета изразцы с изображением герба города и двуглавого орла.

После 1917 года на базе аксеновского предприятия сначала образована артель имени революционера-террориста Степана Халтурина. Продукция, которую выпускала эта артель, не шла ни в какое сравнение по качеству с тем, что было. С 1945 года артель переименовывается и становится Рыбинским керамическим заводом, который тоже не сумел хотя бы приблизительно выйти на уровень качества продукции Аксеновского завода.

Николай Кочкин 

Просмотров: 2251 | Добавил: NIK | Теги: изразцы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 iskra  
0
Попытки возродить производство в Аксенове предпринимались. Даже был выделен губернаторский грант на это дело. Однако ничего из этого не получилось. Интересно бы узнать, куда ушли деньги?..

Имя *:
Email *:
Код *: